Николай Хвылевой (Николай Фитилев) - украинский прозаик, поэт, публицист - родился 13 декабря 1893 года в г.Тростянец на Сумщине. Учился-ся в Богодуховской мужской гимназии. Впоследствии работал в уездном отделе народного образования. С 1921 года жил в Харькове, активно печатался, входил во многие литературные организации.
В свое время Николай Хвылевой подвергся сокрушительной критике и обвинений в антипартийности, "украинском буржуазном национализме", попытке оторвать украинскую литературу от российской. 13 мая 1933 года покончил жизнь самоубийством в Харькове в знак протеста против произвольного беззакония советского тоталитаризма.
Когда в 50-х годах прошлого века некоторые историки и критики набросились на Николая Хвылевого еще и с обвинениями, что он был чекистом в Бо-годухове, а на его руках кровь невинных жертв, на защиту поэта стали прежде всего богодуховцы, которые знали поэта по богодуховскому периоду его биографии (О.Ган, П.Шигимага, В.Коваленко и другие). И хотя их правдивые свидетельства не были услышаны в Богодухове в те времена, но и сегодня они не менее ценны для современных богодуховцев, потому что в них отражена жизнь нашего города более ста лет назад. Об этом свидетельствуют отрывок из воспоминаний одного из уроженцев Богодухова В.Я.Коваленко, напечатанных в журнале "Вперед" в Мюнхене 1956 года.
БОГОДУХОВЩИНА ВО ВРЕМЕНА ВОЛНОВОГО (ВОСПОМИНАНИЯ К БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ)
Николая Хвылевого-Фитилева я встречал во времена его пребывания в г. Богодухове до 1921 года. Хотя я и не был в близких с ним отношениях, однако наблюдал его жизнь.
О богодуховском периоде его биографии я главным образом могу подать общий фон и описание событий и обстановки, скорее чем факты из самой жизни Н. Хвылевого. Но, по моему мнению, освещение общего фона необходимо, потому что именно из-за незнания его в эмиграции распространяются поздние ложные версии о самой личности Хвылевого.
Неоднократно приходилось мне видеть М. Фитилева на улицах города. Маленький, подвижный, он одевался просто, а в отличие от других ребят носил студенческую форменную фуражку. Жил он у своего родственника, председателя Богодуховской землеустроительной комиссии, господина Савича, который до революции был на правах заместителя губернатора по землеустройству уезда и помещиком имения в с. Зубовке. На средства этого родственника, следует полагать, Николай и получил образование, тем более, что у Савича собственных детей не было. Помню, что лично с Хвылевым я имел дело в марте 1921 года, когда он был в должности руководителя внешкольной сети народного образования Богодуховского уезда. К этой внешкольной сетки подлежала тогда "Просвита", членом которой был и я. Когда в марте 1921 г. проходили празднования дней рождения и смерти Т.Г. Шевченко, Хвылевой много помог нашей "Просвите" в организации программы праздника. В программу было включено по его указанию коллектив артистов бывшего театра Суходольского, что в ту зиму работал при уездном отделе просвещения. Это распространило и 118 превозносило наш праздник и превратило его в национальную
манифестацию в театре. Это были незабываемые времена и минуты.
Жизнь уездного города Богодухова в те бурные годы 1917-1921 проходила так, что невозможно было не замечать ту или иную личность, которая проявляла себя в той или иной силе своего темперамента. Но я не могу сказать, что Николай Хвылевой играл какую-то импозантную роль в нашем городе и уезде. В частности ничего под любым обзором не заметил и не услышал я негативного о Хвылевом. Его скромная персона была удовлетворена с должности руководителя внешкольной сеткой наросвещения, в то время, как руководителем, или как тогда величали - комиссаром уездного отдела наросвещения был телеграфист Сергей Крылов, карьерист и амбициозная личность, несравнимая с Хвылевым. О том, что Хвылевой был чекистом и расстреливал монашек и свою мать, услышал я впервые недавно в эмиграции. От начала до конца - все это чистая неправда. В Богодухове действительно был монастырь, а в нем около 300 монашек. Впервые его хотели ликвидировать в 1919 году, а потом снова в 1921 году, чтобы поместить в нем уездную больницу. Но почему-то не ликвидировали. Возможно, что власть в то время еще считалась с религиозными чувствами людей.
Монастырь оставался монастырем вплоть до 1924 года. Я лично в годах 1921-22-23 бывал в нем с моей невестой, а в 1923 году говорил там. Поэтому свидетельствую, что никакая че-ка никакого монастыря в г. Богодухове не ликвидировала. Ликвидировал его в мае 1924 года уездный отдел просвещения (Хвылевого уже тогда в Богодухове не было. - Ред.), превратили его в детский городок "им. революции 1905 года" для беспризорных, который и существовал в том монастыре до 1939 года, когда там стало на постой войско. С 1939 г. монастырь стал называться военным городком. После ликвидации монастыря в 1924 г. монашки были из него выселены прочь. Многие из них разой-шлося к родне на села, младшие вышли замуж, а остальные жили в Богодухове, став главным образом инструкторским аппаратом промартилі вышивальщиц, которую они и создали.